Поиск ↓
 
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 10, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 10

Нет

Больше всего посетителей (317) здесь было Вт 28 Дек 2010 - 13:21



"Нет, это не по правилам", или Игры от 6 до 10 лет

Перейти вниз

"Нет, это не по правилам", или Игры от 6 до 10 лет Empty "Нет, это не по правилам", или Игры от 6 до 10 лет

Сообщение автор ПугоФФка в Вт 30 Июн 2009 - 17:01

Когда ребенку исполняется семь лет (сейчас для многих детей эта граница опустилась до шести лет), то многое меняется в его жизни. Он приобретает новую социальную роль - ученика. Теперь его успехи будут переведены в оценки, и конкуренция со сверстниками если раньше не была особенно заметна, то сейчас точно получит наглядное отображение. Кроме того, первоклассник попадает в новую для него атмосферу - здесь нет (или почти нет) места непосредственности, здесь все определено нормами и правилами.

Прочитавший эти строки взрослый наверняка вздохнет о том, что надо бы продлить "детство золотое". Но если ребенок нормально развивается, то к моменту поступления в школу он оказывается вполне зрелым для принятия на себя такой ответственности. Кроме того, дети семи лет испытывают даже потребность в деятельности, важной для других. Что касается конкуренции, то она свойственна общению детей еще в старшей группе детского сада.

В первом классе совместные игры имеют особое значение для формирования коллектива. Они объединяют совершенно разных детей, пришедших учиться. Получается, что дети, которые совсем недавно познакомились и не знают интересов и особенностей друг друга, должны вступить в совместную деятельность. На уроках ее контролирует учитель. Но что станет регулятором общения детей на переменах? Конечно, правила!

Наверное, в этот период жизни дети окончательно понимают необходимость правил, ведь они не только ограничивают рамки действий, но и заботятся о безопасности играющих и справедливости распределения ролей или ходов. То есть на доступном ему уровне ребенок приходит к пониманию важности законов, общих для всего коллектива, школы, государства.

Как водится, все первоклассники довольно "законопослушны". Они стараются не нарушать правила сами, а также одергивать других детей возгласами типа: "Нет, это не по правилам!" Четкие правила вводятся во все виды активности: в спортивные игры (типа "догонялки", прыжки в длину, футбол), в ролевые игры ("дочки-матери", "школа" и пр.), в интеллектуальные игры (например, придумывание слов на одну букву).

Потребность быть включенным в коллектив проявляется в новых игровых правилах. Так в возрасте семи-девяти лет дети склонны объединяться в более устойчивые (чаще однополые) группы для совместной игры. При этом начинает цениться "преданность" своей группе, забота о других ее членах, сотрудничество с ними. Такие гуманные правила по отношению к другим ученикам могут и не применяться.

Открыто такое положение дел может проявляться в организации довольно сложных групповых игр, например "казаки-разбойники". Возникновение подобных развлечений в более раннем возрасте было практически невозможно, так как участие в такой игре требует от каждого игрока достижения определенного уровня развития по целому ряду параметров.

Во-первых, ребенок должен обладать хорошими социальными навыками: у него должна сформироваться не только потребность в совместной игре со сверстниками, но и достаточная социальная компетенция - предполагается его умение договариваться с другими людьми, пользуясь вербальными (языковыми) и невербальными средствами, прогнозировать ход событий, понимать позиции в игре других детей.

Во-вторых, от участников требуется достаточное развитие памяти, чтобы запомнить все правила и удерживать их в ходе игры.

В-третьих, дети должны иметь хорошо развитые волевые качества, чтобы подчинять свои действия и желания правилам игры.

Так что если вы заметили, что ваш сын или дочь в свободное время принимает участие в таких сложноорганизованных играх, как "казаки-разбойники", то вам точно есть чем гордиться! Можно считать, что ваш ребенок стал полноправным членом общества (пока детского) и принял участие в коллективной деятельности (пока игровой).

Рассмотренная игра относится к подвижным, именно такие игры становятся особенно популярны в начальных классах. К шести годам дети достигают определенной уверенности во владении своим телом и хотят пробовать свои силы вновь и вновь, совершенствуя физические навыки. Какая деятельность предоставляет наибольшие возможности для этого? Разумеется, игра, причем подвижная.

Так, в играх наподобие "салки", "вышибалы", "резиночки", "десяточки", "классики" дети умело сочетают приятное с полезным: радость от движения и общения с тренировкой ловкости, меткости, быстроты реакции, координации и пр.

Конечно, вы вспомните, что двигательные игры ваш ребенок любил всегда, в том числе и до школы. Совершенно верно. Но большинство этих игр принципиально отличались от тех, которыми дети увлекаются в младших классах.
ПугоФФка
ПугоФФка
Элита форума


Настроение :
Сообщений : 2056
Настоящее имя :
Детки: :

Вернуться к началу Перейти вниз

"Нет, это не по правилам", или Игры от 6 до 10 лет Empty Re: "Нет, это не по правилам", или Игры от 6 до 10 лет

Сообщение автор ПугоФФка в Вт 30 Июн 2009 - 17:01

Например, малыши (до пяти лет) любят гоняться друг за другом, но в лучшем случае это облечено в игру "Баба-яга" (где водящий - страшный персонаж, от которого нужно увернуться остальным, иначе их постигнет участь быть съеденными - выйти из игры или стать водящим), в худшем - просто беготня с неопределенной последовательностью смены ролей. У более старших детей такие элементарные "догонялки" трансформируются в игру "салки", где правила точно определены, причем есть варианты игры и дополнительные соглашения о "домиках", возможности "выручать" осаленного и т. п. Ученики начальных классов могут менять эти соглашения, принимая чье-нибудь предложение ("А давайте, тот, кого осалят, будет..."), но, как только игра начнется, правило, принятое пять минут назад, станет нерушимым и все участники будут внимательно следить за его выполнением.

Такие правила часто призваны усложнить действие так, чтобы для его выполнения игрок должен был продемонстрировать лучшие физические навыки. Вообще, в этот возрастной период простые игры уже не кажутся ребятам привлекательными. Как и в учебе, их начинает интересовать не только результат, но и процесс преодоления трудностей, собственного роста и самосовершенствования.

Если вы обратили внимание, что вашего ребенка больше интересуют старые, хорошо освоенные игры и он не желает усложнять их условия, то это может быть признаком того, что у вашего сына или дочери повышенная тревожность, мешающая получать новые впечатления и принимать новые условия, либо конкретный вид умений, востребованных в данной игре, не очень хорошо развит и ребенок это чувствует, либо ваш малыш еще не наигрался в игры предыдущего возрастного периода и поэтому не может перейти к новым. В любом случае такое наблюдение должно стать поводом для размышлений над особенностями ребенка: его эмоциональным состоянием, физической и интеллектуальной развитостью, способностью к самоконтролю и пр.

Кроме подвижных стихийных игр дети шести-десяти лет с успехом осваивают и традиционные спортивные игры, правила которых приходят к ним от взрослых и поэтому не изменяются на основе договоренности между детьми, то есть являются почти нерушимыми. Это игры в футбол, волейбол, пионербол, баскетбол, чехарду и др. Такие игры, особенно командные, удовлетворяют сразу нескольким потребностям детей: желанию быть включенным в группу (ощущать объединенное "мы"), соревноваться, участвовать в совместной деятельности, которая регулируется правилами и в которой поэтому несложно освоиться (ее можно прогнозировать и регулировать).

Вообще, коллективные подвижные игры - замечательное средство не только развить свои физические и социальные способности, но и выплеснуть накопившуюся энергию, отдохнуть от интеллектуального труда и сидения за партами.

Тем не менее наряду с ними в неучебное время можно встретить и постепенное освоение младшими школьниками новых интеллектуальных игр, тоже содержащих сложные правила, - шахмат, шашек, карточных игр, настольных игр наподобие "Эрудит" и др. Увлечение ими свидетельствует о том, что ребенок не только адаптировался к необходимости умственного труда в школе, освоил основные операции мышления, но и научился получать удовольствие от этого процесса, у него возникает желание усложнять для себя интеллектуальную задачу. Чтобы выиграть в таких играх, ребенок должен уметь не просто действовать по правилам, а прогнозировать последствия каждого своего шага, действовать целенаправленно (причем цель в таких играх довольно отдаленная), предвосхищать действия партнера, взвешивать игровую выгоду от тех или
иных возможных ходов, выбирать наиболее перспективные и т. д.

Не случайно далеко не все взрослые любят такие интеллектуальные стратегические игры. Конечно, постичь их правила под силу любому зрелому человеку, но чтобы получать от них удовольствие, необходимо иметь "излишек" интеллектуальной энергии, которую хотелось бы потратить на такую сложную разминку для ума. Поэтому дети, воспринимающие шахматы и им подобные игры в качестве развлечения на досуге (при этом знающие и реально соблюдающие все правила этих игр), поистине достойны уважения!

В возрасте старше одиннадцати лет из вышеописанных сохраняются в основном интеллектуальные игры (разумеется, не у всех) и организованные спортивные игры. Что касается непосредственно игр с правилами (как договором в группе детей), то они начинают встречаться все реже. Им на смену постепенно приходят беседы и стихийные (разовые) игры.

психологический центр Адалин http://adalin.mospsy.ru/
ПугоФФка
ПугоФФка
Элита форума


Настроение :
Сообщений : 2056
Настоящее имя :
Детки: :

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения