Последние темы
» Логопед, порекомендуйте специалиста :)автор ФФ Пн 3 Янв 2022 - 22:34
» Витамины для беременных с iherb
автор Alesya Вс 3 Окт 2021 - 21:49
» Выбираем матрас!!!
автор Filina Ср 23 Июн 2021 - 14:38
» Посоветуйте агентство по недвижимости!
автор гианея78нов Пн 7 Июн 2021 - 16:15
» Нужен гастроэнтеролог!
автор Metida Пт 23 Апр 2021 - 0:22
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 12, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 12 Нет
Больше всего посетителей (317) здесь было Вт 28 Дек 2010 - 13:21
Самые просматриваемые темы
Развиваем воображение крохи
ОренМама :: Статьи :: Развитие детей :: от 1 до 3
Страница 1 из 1
Развиваем воображение крохи
Воображение - великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, приплыть на необитаемый остров, представить себе лицо далекого друга. Но воображение требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно у ребенка развивалось.
О детском воображении можно говорить бесконечно, настолько это увлекательная и вместе с тем важная область развития ребенка. Давайте для начала познакомимся с некоторыми главными фактами и принципами. Возможности для развития воображения и творческих способностей есть у каждого малыша. Однако это не означает, что нужно лишь «не мешать» ребенку раскрыть их самому. Взрослые могут и должны буквально «обучать» кроху воображению, вместе шаг за шагом открывая все больше нового, захватывающего, увлекательного!
Мир, созданный воображением ребенка, вовсе не является какой-то фантастической страной, живущей по своим законам. Детское воображение основано на непосредственном опыте самого малыша, который создается его реальной жизнью: привычками, поступками, событиями.
Родителям необходимо поощрять все без исключения проявления творческой фантазии малыша. Конечно, не стоит восторгаться любыми каракулями, но сказать что-то вроде «как у тебя здорово получилось!» можно всегда. Но вместе с тем стоит воспитывать в нем и определенную критичность по отношению к продуктам своего творчества. Можно завести специальную папку, альбом, полку в шкафчике, где и хранить лучшее из созданного крохой. Пусть это будут своеобразные идеальные образцы, примеры того, как много он может достичь - сам или с небольшой помощью взрослых. Почему так важно, чтобы малыш адекватно оценивал каждое свое «произведение»? При отсутствии этого навыка его творческое развитие может просто... остановиться! Ведь если, скажем, каждый рисунок крохи будет единогласно определен взрослыми (и им самим) как «совершенство», то зачем искать и создавать что-то другое, неожиданное, новое? Словом, ваш девиз может быть таков: «Это отлично! А как можно по-другому?» Похвалы и критические замечания должны относиться непосредственно к самим продуктам деятельности малыша. Не допускайте обвинений в адрес личности ребенка («ты невнимательный») и никогда не сравнивайте его достижений с достижениями других детей. Одно подобное замечание, сделанное не в пользу крохи, может вообще отбить у него всякую охоту продолжать свое дело. Тем более не стоит «захваливать» ребенка, подчеркивая, что его товарищи неспособны с ним конкурировать. Это приведет не только к возникновению у малыша неадекватной самооценки, но и может надолго осложнить его контакты с другими детьми, сделать его «зазнайкой». Всем детям с воображением присуща важная черта - наличие у них способности к творческой инициативе. Обычно это качество формируется к пяти-шести годам Кстати, воображение малыша очень сильно меняется в зависимости от возраста. Об этом стоит поговорить подробнее.
От трех до пяти
Планируя занятия с крохой, стоит учитывать следующие особенности его воображения, свя занные с возрастом.
Воображение возникает у ребенка примерно в два-два с половиной года
На этом этапе оно находит свое воплощение прежде всего в игре. Малыш способен, играя, обращаться с реальными предметами как с воображаемыми. Так, кубик может быть грузовиком и лодкой, а палочка - ложкой и градусником. Но творческие задумки детей в этом возрасте еще не подчиняются никаким задачам, кроха не способен создать определенный замысел и воплотить его, например, в рисунке.
Все меняется примерно в три - три с половиной года.
Изменения обусловлены прежде всего тем, что дети переходят от предметных игр к сюжетно-ролевым. Их жизненный опыт обогащается, и теперь они вполне способны творить согласно предварительному намерению, сознательно воплощая его в жизнь.
В шесть-семь лет разнообразие сюжетов игр и, соответственно, ролей, которые исполняют малыши (покупатели-продавцы, доктора-пациенты), логично приводит к тому, что воображение ребенка полностью складывается как полноценный психический процесс. Теперь кроха способен действовать только в плане представлений, образов, без опоры на предметы или игровые действия.
Узнавай и фантазируй
Мы говорили, что материалом для развития воображения являются знания малыша об окружающем мире. Ведь, чтобы сравнить облака с белогривыми лошадками, нужно представлять, кто такие лошадки и какие у них бывают гривы! Из подобных «кирпичиков» воображение ребенка и собирает свои замки.
Познание крохой премудростей жизни идет по двум направлениям, одинаково важным. Первое - это обогащение опыта через освоение новых областей знаний. Скажем, вы день за днем рассказываете и показываете малышу, что животные бывают разные: птицы, рыбы, насекомые. Информация преподносится крупными блоками, главное - ее разнообразие.
ЧТО ИНТЕРЕСНО ВАШЕМУ РЕБЕНКУ?
Иногда интерес крохи очевиден - скажем, он обожает пиратов, рисует их, да и игры малыша носят соответствующий воинственный характер. Но порой «нащупать» детские пристрастия достаточно трудно. Что ж, продолжайте расширять горизонты знаний малыша - и заветный интерес обязательно найдется. Вы можете невзначай спросить у сына - что он посоветует подарить сыну вашей подруги? Или поинтересоваться у дочки - как она считает, чем соседская девочка хотела бы заняться в выходные? Подобные косвенные вопросы помогут выявить пристрастия малыша.
Второе направление - это углубление знаний ребенка в какой-то определенной области. Доггустим, малыш проявил особый интерес к рыбам. Тогда вы уже можете рассказать, что в реках и морях живут разные рыбки, показывать изображения особенно красивых и даже сходить в зоомагазин или зоопарк и посмотреть на живых рыб.
Можно ненавязчиво включать кроху в совместную с вами деятельность - например, вместе похозяйничать. Это тоже внесет свой вклад в развитие его опыта, знаний и умений.
В любом случае подмечайте, что ему нравится делать или что вызывает его любопытство -и предоставьте ему возможность познакомиться с этим «нечто» поближе.
Играем вместе
Игра хтя детей - целый мир, в котором они могут полностью реализовать свою фантазию. Но взрослым тоже стоит поучаствовать в детских забавах, только тогда они принесут крохе настоящую пользу. Вы можете включаться в игры ребенка и предлагать ему свои - конечно, с целью развития его воображения.
Когда игры ребенка начинают носить ролевой характер, следите, чтобы малыш не «зацикливался» на игре только, допустим, «в магазин», день за днем раскладывая перед куклами одни и те же «товары». После посещения поликлиники поиграйте в «доктора», «в автобус».
Вместе придумывайте, на что похожи лужи, узоры от дождя или мороза на стеклах, тени. Такие упражнения постепенно вырабатывают у ребенка умение иначе смотреть на предметы.
Мир сказок
Хорошие, проверенные временем сказки сами по себе стимулируют воображение малыша. Однако сказки можно и более целенаправленно использовать для развития творческих способностей ребенка. Читая крохе вслух, неожиданно прервитесь и предложите ему пофантазировать - а что дальше скажет принц, как поступит принцесса? Ребенок может даже нарисовать продолжение истории - а потом вы вместе сравните его с тем, что в книге.
После этого малыш, возможно, уже сможет сам придумывать сказки. Пусть сначала это будут короткие истории о чем угодно - даже, может быть, о предметах домашнего обихода (как у Г. X. Андерсена) или об овощах и фруктах. Но нужно обязательно учитывать возраст крохи - не требуйте от него слишком многого. Будьте терпеливы.
Рисуем, лепим и...
Конечно, к занятиям по развитию детского воображения относятся и рисование (обеспечьте малыша не только карандашами и фломастерами, но и красками, восковыми мелками), и лепка (можно воспользоваться и специальным разноцветным пластилином, и соленым тестом). Вы можете вместе слепить героев сказки и разыграть целый спектакль. Форма, цвет и образ «оживут» в действии, герой «заговорит», сможет «спеть» и «сплясать». В помощь себе сейчас можно купить самые разные наборы для детского творчества - и для создания скульптур, и для конструирования.
Отличная идея - самим делать поздравительные открытки и даже... магнитики для записей. Не выбрасывайте лоскутки, бусинки и прочие мелочи! Творите и фантазируйте! Какой-то из путей обязательно даст толчок развитию воображения малыша, и тогда вам нужно будет лишь искренне хвалить его и поддерживать во всех будущих начинаниях.
ДОМАШНИЙ ТЕАТР
Чтобы «расшевелить» воображение малыша, вы можете вместе с ним не только устно сочинять истории про героя, добавляя новые подробности «его жизни» и приключения, но и разыгрывать мини-спектакли - кукольные или с участием «артистов» в масках. Если вы под образы героев подберете подходящую музыку, то игра станет для малыша еще увлекательнее. Это будут прекрасные уроки по развитию воображения, эстетического вкуса и творческого отношения к любому делу.
www.mamka.ru
О детском воображении можно говорить бесконечно, настолько это увлекательная и вместе с тем важная область развития ребенка. Давайте для начала познакомимся с некоторыми главными фактами и принципами. Возможности для развития воображения и творческих способностей есть у каждого малыша. Однако это не означает, что нужно лишь «не мешать» ребенку раскрыть их самому. Взрослые могут и должны буквально «обучать» кроху воображению, вместе шаг за шагом открывая все больше нового, захватывающего, увлекательного!
Мир, созданный воображением ребенка, вовсе не является какой-то фантастической страной, живущей по своим законам. Детское воображение основано на непосредственном опыте самого малыша, который создается его реальной жизнью: привычками, поступками, событиями.
Родителям необходимо поощрять все без исключения проявления творческой фантазии малыша. Конечно, не стоит восторгаться любыми каракулями, но сказать что-то вроде «как у тебя здорово получилось!» можно всегда. Но вместе с тем стоит воспитывать в нем и определенную критичность по отношению к продуктам своего творчества. Можно завести специальную папку, альбом, полку в шкафчике, где и хранить лучшее из созданного крохой. Пусть это будут своеобразные идеальные образцы, примеры того, как много он может достичь - сам или с небольшой помощью взрослых. Почему так важно, чтобы малыш адекватно оценивал каждое свое «произведение»? При отсутствии этого навыка его творческое развитие может просто... остановиться! Ведь если, скажем, каждый рисунок крохи будет единогласно определен взрослыми (и им самим) как «совершенство», то зачем искать и создавать что-то другое, неожиданное, новое? Словом, ваш девиз может быть таков: «Это отлично! А как можно по-другому?» Похвалы и критические замечания должны относиться непосредственно к самим продуктам деятельности малыша. Не допускайте обвинений в адрес личности ребенка («ты невнимательный») и никогда не сравнивайте его достижений с достижениями других детей. Одно подобное замечание, сделанное не в пользу крохи, может вообще отбить у него всякую охоту продолжать свое дело. Тем более не стоит «захваливать» ребенка, подчеркивая, что его товарищи неспособны с ним конкурировать. Это приведет не только к возникновению у малыша неадекватной самооценки, но и может надолго осложнить его контакты с другими детьми, сделать его «зазнайкой». Всем детям с воображением присуща важная черта - наличие у них способности к творческой инициативе. Обычно это качество формируется к пяти-шести годам Кстати, воображение малыша очень сильно меняется в зависимости от возраста. Об этом стоит поговорить подробнее.
От трех до пяти
Планируя занятия с крохой, стоит учитывать следующие особенности его воображения, свя занные с возрастом.
Воображение возникает у ребенка примерно в два-два с половиной года
На этом этапе оно находит свое воплощение прежде всего в игре. Малыш способен, играя, обращаться с реальными предметами как с воображаемыми. Так, кубик может быть грузовиком и лодкой, а палочка - ложкой и градусником. Но творческие задумки детей в этом возрасте еще не подчиняются никаким задачам, кроха не способен создать определенный замысел и воплотить его, например, в рисунке.
Все меняется примерно в три - три с половиной года.
Изменения обусловлены прежде всего тем, что дети переходят от предметных игр к сюжетно-ролевым. Их жизненный опыт обогащается, и теперь они вполне способны творить согласно предварительному намерению, сознательно воплощая его в жизнь.
В шесть-семь лет разнообразие сюжетов игр и, соответственно, ролей, которые исполняют малыши (покупатели-продавцы, доктора-пациенты), логично приводит к тому, что воображение ребенка полностью складывается как полноценный психический процесс. Теперь кроха способен действовать только в плане представлений, образов, без опоры на предметы или игровые действия.
Узнавай и фантазируй
Мы говорили, что материалом для развития воображения являются знания малыша об окружающем мире. Ведь, чтобы сравнить облака с белогривыми лошадками, нужно представлять, кто такие лошадки и какие у них бывают гривы! Из подобных «кирпичиков» воображение ребенка и собирает свои замки.
Познание крохой премудростей жизни идет по двум направлениям, одинаково важным. Первое - это обогащение опыта через освоение новых областей знаний. Скажем, вы день за днем рассказываете и показываете малышу, что животные бывают разные: птицы, рыбы, насекомые. Информация преподносится крупными блоками, главное - ее разнообразие.
ЧТО ИНТЕРЕСНО ВАШЕМУ РЕБЕНКУ?
Иногда интерес крохи очевиден - скажем, он обожает пиратов, рисует их, да и игры малыша носят соответствующий воинственный характер. Но порой «нащупать» детские пристрастия достаточно трудно. Что ж, продолжайте расширять горизонты знаний малыша - и заветный интерес обязательно найдется. Вы можете невзначай спросить у сына - что он посоветует подарить сыну вашей подруги? Или поинтересоваться у дочки - как она считает, чем соседская девочка хотела бы заняться в выходные? Подобные косвенные вопросы помогут выявить пристрастия малыша.
Второе направление - это углубление знаний ребенка в какой-то определенной области. Доггустим, малыш проявил особый интерес к рыбам. Тогда вы уже можете рассказать, что в реках и морях живут разные рыбки, показывать изображения особенно красивых и даже сходить в зоомагазин или зоопарк и посмотреть на живых рыб.
Можно ненавязчиво включать кроху в совместную с вами деятельность - например, вместе похозяйничать. Это тоже внесет свой вклад в развитие его опыта, знаний и умений.
В любом случае подмечайте, что ему нравится делать или что вызывает его любопытство -и предоставьте ему возможность познакомиться с этим «нечто» поближе.
Играем вместе
Игра хтя детей - целый мир, в котором они могут полностью реализовать свою фантазию. Но взрослым тоже стоит поучаствовать в детских забавах, только тогда они принесут крохе настоящую пользу. Вы можете включаться в игры ребенка и предлагать ему свои - конечно, с целью развития его воображения.
Когда игры ребенка начинают носить ролевой характер, следите, чтобы малыш не «зацикливался» на игре только, допустим, «в магазин», день за днем раскладывая перед куклами одни и те же «товары». После посещения поликлиники поиграйте в «доктора», «в автобус».
Вместе придумывайте, на что похожи лужи, узоры от дождя или мороза на стеклах, тени. Такие упражнения постепенно вырабатывают у ребенка умение иначе смотреть на предметы.
Мир сказок
Хорошие, проверенные временем сказки сами по себе стимулируют воображение малыша. Однако сказки можно и более целенаправленно использовать для развития творческих способностей ребенка. Читая крохе вслух, неожиданно прервитесь и предложите ему пофантазировать - а что дальше скажет принц, как поступит принцесса? Ребенок может даже нарисовать продолжение истории - а потом вы вместе сравните его с тем, что в книге.
После этого малыш, возможно, уже сможет сам придумывать сказки. Пусть сначала это будут короткие истории о чем угодно - даже, может быть, о предметах домашнего обихода (как у Г. X. Андерсена) или об овощах и фруктах. Но нужно обязательно учитывать возраст крохи - не требуйте от него слишком многого. Будьте терпеливы.
Рисуем, лепим и...
Конечно, к занятиям по развитию детского воображения относятся и рисование (обеспечьте малыша не только карандашами и фломастерами, но и красками, восковыми мелками), и лепка (можно воспользоваться и специальным разноцветным пластилином, и соленым тестом). Вы можете вместе слепить героев сказки и разыграть целый спектакль. Форма, цвет и образ «оживут» в действии, герой «заговорит», сможет «спеть» и «сплясать». В помощь себе сейчас можно купить самые разные наборы для детского творчества - и для создания скульптур, и для конструирования.
Отличная идея - самим делать поздравительные открытки и даже... магнитики для записей. Не выбрасывайте лоскутки, бусинки и прочие мелочи! Творите и фантазируйте! Какой-то из путей обязательно даст толчок развитию воображения малыша, и тогда вам нужно будет лишь искренне хвалить его и поддерживать во всех будущих начинаниях.
ДОМАШНИЙ ТЕАТР
Чтобы «расшевелить» воображение малыша, вы можете вместе с ним не только устно сочинять истории про героя, добавляя новые подробности «его жизни» и приключения, но и разыгрывать мини-спектакли - кукольные или с участием «артистов» в масках. Если вы под образы героев подберете подходящую музыку, то игра станет для малыша еще увлекательнее. Это будут прекрасные уроки по развитию воображения, эстетического вкуса и творческого отношения к любому делу.
www.mamka.ru
ПугоФФка- Элита форума
-
Настроение :
Сообщений : 2056
Настоящее имя :
Детки: :
ОренМама :: Статьи :: Развитие детей :: от 1 до 3
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|