Поиск ↓
 
Последние темы
» Логопед, порекомендуйте специалиста :)
автор ФФ Пн 3 Янв 2022 - 22:34

» Витамины для беременных с iherb
автор Alesya Вс 3 Окт 2021 - 21:49

» Выбираем матрас!!!
автор Filina Ср 23 Июн 2021 - 14:38

» Посоветуйте агентство по недвижимости!
автор гианея78нов Пн 7 Июн 2021 - 16:15

» Нужен гастроэнтеролог!
автор Metida Пт 23 Апр 2021 - 0:22

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 6, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 6

Нет

Больше всего посетителей (317) здесь было Вт 28 Дек 2010 - 13:21




Интеллект малыша

Перейти вниз

Интеллект малыша Empty Интеллект малыша

Сообщение автор ????? Вс 24 Май 2009 - 22:14

Интеллект малыша

Ряд интересных соображений высказывает американский психолог Майкл
Сторфер в книге «Интеллект и одаренность». В его поле зрения были
те, кто обладает высоким интеллектом.

Во-первых, он установил, что родители наиболее умных детей старше,
чем родители обычных детей (отцам на момент их рождения было не
менее 35 лет, матерям - в среднем 30 лет). Возраст родителей
определяет прежде всего качество внимания к детям - более зрелые
люди в большей степени ориентированы на детей, более осознанно
подходят к их развитию; они готовы подчинить собственные потребности
заботе о детях, они более последовательны, более терпеливы.

Во-вторых, выяснилось, что такие дети в наблюдавшихся семьях чаще
были единственными детьми или первенцами. Это объяснимо: в таких
случаях будущие гении получают больше материнского внимания: матери
чаще вступают в общение с ними, разговаривают, улыбаются, играют, их
больше держат на руках, укачивают. В ответ малыши проявляют высокую
активность - они по сравнению с другими детьми более жизнерадостные,
более улыбчивые, более любознательные, могут дольше самостоятельно
играть с игрушками.

Если же умный ребенок был не первым, то, как выяснилось, разница в
возрасте между ним и его старшим братом или старшей сестрой
составляла в среднем пять лет. Такое положение обеспечивает ребенку
почти полное родительское внимание в раннем возрасте. А старшие дети
служат для младшего еще одним источником знаний и умений. Если же в
семье через несколько лет снова появляются дети, то второй ребенок
опять-таки получает дополнительные возможности для развития своего
интеллекта - обучая младших, он учится сам.

В-третьих, обращают на себя внимание особенности семейного
воспитания интеллектуально одаренных детей. Роль матери здесь
переоценить невозможно. Очень важно, чтобы мама вступала в
зрительный контакт с младенцем, имитировала звуки, которые он издает
и его первые слова (это позволяет ребенку сопоставлять то, что он
говорит и слышит, и поправлять себя), поощряла внимание ребенка к
игрушкам, учила его называть части его тела, когда он купается.

Особенно существенно создавать у ребенка такое состояние, в котором
он спокоен и готов обучаться. Это состояние было названо «спокойной
боевой готовностью». В течение первой недели жизни младенец способен
находиться в таком состоянии не более 10 минут, а в три месяца - уже
до 90 минут. Поддержанию такого состояния в первые недели жизни
способствует то, что ребенка держат на руках, укачивают, пеленают
(пеленание снижает возможность хаотичных движений ручек и ножек и
успокаивает ребенка).

Родителям рекомендуется уже в 6 - 8 недель регулярно создавать
состояние «спокойной боевой готовности», говорить с малышом, при
этом медленно повторяя свои слова. В 8 - 13 недель важно
обмениваться с ребенком взглядами, имитировать его звуки с внесением
в них новизны. В 8 - 11 месяцев - показывать предметы, называть их,
имитировать первые слова ребенка. Кроме того, мать должна
незамедлительно и адекватно реагировать на любые действия ребенка,
поощрять его стремление что-то сделать, больше хвалить и меньше
ругать, избегать наказаний.

Эффект программ раннего развития зависит от того, насколько
дальнейшие условия развития ребенка позволят ему использовать и
развивать приобретенные способности. Кроме того, все такие программы
дают устойчивый результат для детей до трех лет, то есть тогда,
когда мозг обладает наибольшей пластичностью. Таким образом, хотя мы
еще многого не знаем об умственных способностях малышей, мы можем с
уверенностью сказать, что все они от природы обладают фантастическим
потенциалом для развития своего интеллекта. Но то, насколько умным
будет ребенок, во многом определяется условиями его раннего
окружения, в котором главную роль играет взрослый.


Надежда Михайловна Зырянова, кандидат психологических наук, доцент
кафедры психогенетики факультета психологии МГУ имени М. В.
Ломоносова
Источник:http://deti.mail.ru/
avatar
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Интеллект малыша Empty Re: Интеллект малыша

Сообщение автор ????? Вс 24 Май 2009 - 22:16

Интеллект малыша - часть 2


Наблюдая за новорожденным ребенком, мы вряд ли можем сказать что-то
об уровне его интеллекта. Ведь младенец никак не проявляет свойства
своего ума. Он ведет себя как существо, способное только есть, спать
и кричать. Конечно, мы признаем, что ребенок рождается со всеми
предпосылками для развития человеческого интеллекта, но удастся ли
ему осуществить эти предпосылки?

Долгое время у психологов не было ясного ответа на вопрос, что может
младенец. Объясняется это тем, что не существовало надежных и
объективных методов оценки умственных способностей детей этого
возраста. Разработать такие методы было очень трудно. Ведь младенец
еще не владеет речью, не может выполнить словесные инструкции. Он не
может сказать нам, что знает, о чем думает. Да и понимает ли он то,
что ему говорят?

Когда же были разработаны тонкие методы изучения поведения
младенцев, когда был проведен ряд интересных экспериментов с
новорожденными, оказалось, что они способны на многое. Американский
специалист по возрастной психологии Грэс Крайг в книге «Психология
развития» описывает некоторые из таких экспериментов.

Так, новорожденные довольно быстро научались поворачивать голову в
ответ на определенный звук (например, на звук колокольчика или
звонок). А выработка таких условных рефлексов говорит о том, что с
самых первых дней жизни ребенка мозговая деятельность включается в
его отношения с окружающим миром. В другом эксперименте малыши
показывали не только способность к восприятию объектов, но и
признаки произвольного поведения. Детям трехнедельного возраста
давали соски-пустышки. При этом младенцы могли видеть проецируемое
на экран изображение, которое (так специально было устроено)
менялось в зависимости от того, сосали дети пустышку или нет: оно
становилось четким, когда дети начинали ее сосать, или расплывчатым,
когда они прекращали это делать. Дети очень быстро научались
поддерживать четкость изображения. При этом они легко переучивались,
если условия эксперимента менялись.

В ряде исследований было выявлено, что совсем маленькие дети (в
возрасте 10 - 12 дней!) подражают матери, показывающей им язык. И,
если ребенок не может сразу повторить это движение (например, у него
во рту соска), он запоминает его и показывает язык сразу, как только
рот освобождается. Остроумный эксперимент позволил определить, что
младенцы могут устанавливать связь между звуками и движением губ. Им
демонстрировали два фильма с изображением лиц людей, произносящих
звуки; в одном фильме это был звук а, в другом - и. Звуки
раздавались в случайном порядке. Оказалось, что малыши всегда
смотрят на лицо человека, произносящего звук, который они слышат.
Результаты подобных экспериментов впечатляют, но дать им строгое
научное объяснение психологи пока не могут. К тому же, непонятно,
почему многие из своих способностей дети утрачивают, становясь
старше.

Что еще умеют младенцы с рождения? Реагировать на различные
раздражители: запах, вкус, прикосновение, боль. У них есть
безусловные рефлексы: защитные (например, сужение зрачка в ответ на
яркий свет), ориентировочные (поворот головы на резкий звук),
сосательный (ребенок начинает сосать приложенную к его губам соску),
хватательный (схватывает предмет, которым прикасаются к его ладони).
Эти и другие рефлексы помогают ребенку удовлетворять его
органические потребности и служат основой для дальнейшего
психического развития. В первые месяцы жизни ребенок избавляется от
подобных рефлексов, и на смену им приходит произвольное поведение.

Малыши могут привлекать к себе внимание взрослых, заявлять о своих
потребностях, реагировать на новые раздражители и привыкать к
повторяющимся или продолжающимся раздражителям (например, к шуму),
переставая на них реагировать. Таким образом, младенцам свойственна
довольно сложная психическая активность, на основе которой и
складывается их интеллект.

Умственное развитие ребенка не протекает изолированно, оно тесно
связано с развитием восприятия, движения и речи. При этом основные
системы восприятия - зрительная и слуховая - развиваются у младенца
быстрее, чем речевые и двигательные навыки. Именно восприятие, как
считал наш выдающийся психолог Лев Выготский, в раннем возрасте
играет ведущую роль. Для того чтобы получать и перерабатывать
сигналы, идущие от внешнего мира, ребенок должен обладать
полноценными анализаторами - органами восприятия. Только постоянная
работа этих органов обеспечивает развитие мозга. Если получение
внешних впечатлений ограничено, психическое развитие ребенка
тормозится.

Что же могут анализаторы младенца? Он способен видеть, хотя его
зрительная система к моменту рождения еще не созрела в полной мере.
Он может реагировать на свет, в некоторой степени управлять
движением глаз, фокусируя их на близко расположенных предметах.
Правда, способность к этому еще недостаточна, так как не развито
сведение глаз (это происходит только к двум месяцам). Но
установлено, что новорожденные уже обладают избирательностью
восприятия. Так, они предпочитают контрастные черно-белые
изображения цветным картинкам, сложные узоры - простым, человеческие
лица - другим объектам (при этом особенно они выделяют лицо матери).


За полгода (а иногда и за четыре месяца) ребенок научается
фокусироваться на объектах, следить за движущимися предметами,
возрастает острота его зрения, развивается способность к
цветоразличению (к полугоду она становится почти такой же, как у
взрослых). Способны новорожденные и слышать, но сначала только
резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев жизни слух
быстро развивается, малыши начинают реагировать и на нерезкие,
негромкие звуки, в частности на голос матери (в четыре месяца
младенцы могут улыбаться, услышав ее голос).


Надежда Михайловна Зырянова, кандидат психологических наук, доцент
кафедры психогенетики факультета психологии МГУ имени М. В.
Ломоносова
Источник:http://deti.mail.ru/
avatar
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Интеллект малыша Empty Re: Интеллект малыша

Сообщение автор ????? Вс 24 Май 2009 - 22:17

Интеллект малыша - часть 3

Формирование интеллектуальных способностей ребенка на протяжении
первого года жизни идет гигантскими шагами. Конечно, темп развития
каждого ребенка индивидуален. На формирование интеллекта ребенка
влияет многое: наследственность, то, как протекают беременность и
роды, состояние здоровья матери, питание и т. д. Так, была отмечена
прямая связь и между IQ (коэффициентом интеллектуальности) и весом
ребенка при рождении. Оказалось, что при весе ниже 1500 - 2500
граммов может наблюдаться снижение интеллектуальных показателей. Но
при правильном подходе к воспитанию таких детей, применении
специальных приемов, побуждающих умственное развитие, их интеллект
практически не страдает.

Если обратиться к питанию матери во время беременности и ребенка
после рождения, надо отметить, что нехватка в еде тех или иных
веществ может привести к снижению интеллекта малыша. Еще в конце
20-х годов прошлого века была обнаружена связь между грудным
вскармливанием и IQ ребенка. И с тех пор споры вокруг этого открытия
не утихают. Некоторые ученые считают, что само по себе грудное
вскармливание не повышает интеллект ребенка; важнее, видимо, другое:
матери, которые кормят детей грудью, уделяют им больше внимания.
Другие исследователи пришли к выводу, что грудное вскармливание
повышает интеллект не всех детей: тут играют свою роль генетические
особенности. Выявлено также, что интеллект ребенка связан с
социальным и материальным положением семьи, уровнем образования и
интеллекта родителей, особенностями домашнего окружения.

Все эти факторы в совокупности влияют на интеллект ребенка. Но в
любом случае развитие его ума происходит в тесной взаимосвязи со
взрослым. Именно взрослые - родители или люди, их заменяющие, -
могут обеспечить ребенку среду, способствующую развитию его
восприятия и мышления. Просто ухаживать за ребенком, кормить его,
удовлетворять его простейшие потребности - недостаточно. Для того
чтобы ребенок вырос умным, очень важно создать для него богатую
внешнюю среду. При этом очень важно развивать все органы чувств,
чтобы ребенок получал разнообразную информацию и мозг его
формировался во всех отношениях.

Многие ученые считают, что для интеллектуального развития ребенка
особенно важны первые три года жизни. Именно в эти годы совершенно
необходимо создать все условия для полноценного формирования
умственных способностей детей. Грэс Крайг советует родителям:

- показывать ребенку и передвигать у него на глазах яркие предметы;
- помещать интересующие малыша предметы возле него, чтобы он мог их
разглядывать, трогать, хватать;
- говорить с малышом, называть его по имени, подражать ему;
- обеспечить ребенка достаточным количеством предметов для
манипулирования;
- организовать безопасное место для его «исследовательских» игр;
- проговаривать свои действия (например: «Я беру мячик, а теперь ты
возьми его»), объяснять происходящее;
- имитировать действия ребенка, поощрять его к подражанию;
- играть с ребенком во время купания, используя плавающие игрушки;
- задавать ребенку вопросы и поощрять его к ответам.

Многие специалисты по раннему детскому развитию считают, что нужно
как можно больше разговаривать с ребенком, используя не только
слова, но и жесты. Чем больше общаются с малышом, тем раньше он
начинает говорить, и чем лучше ребенок владеет языком жестов, тем
богаче его речь, тем выше его интеллект. Интересно, что ребенок
рождается с готовностью овладеть любым языком, он различает звуки
любого языка. К году эта способность пропадает. У специалистов нет
однозначного мнения, стоит ли обучать малышей прямо с рождения
иностранным языкам. Кто-то считает, что это способствует развитию
интеллекта, а кто-то, напротив, полагает, что это приводит к
задержке не только интеллектуального, но и речевого развития.


Надежда Михайловна Зырянова, кандидат психологических наук, доцент
кафедры психогенетики факультета психологии МГУ имени М. В.
Ломоносова
Источник:http://deti.mail.ru/
avatar
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения